Духовні спадкоємці Хрестителя Русі сьогодні.

1025-летию Крещения Руси посвящается.

Митрополит Полтавский и Миргородский Филипп,

Глава Отдела религиозного образования,

катехизации и миссионерства при Священном Синоде УПЦ

Капища разрушались, а церкви поставлялись,

идолы сокрушались, а иконы святых являлись,

бесы бежали – Крест города освящал.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

Более тысячелетия прошло с момента самого знаменательного события нашей истории – Крещения в святой купели Духом Святым нашего народа. «И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом» – пишет митрополит Иларион в своем «Слове» – «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осеяло». Именно Дух Святой созидал ценности, легшие в основу нашей духовной культуры. А будущее нашего народа всегда определялось его способностью сохранить в общественном бытии эти духовные ценности и передать следующим поколениям.

Расстановка приоритетов в жизнеустроении народа и формирование государственной политики проходят в русле стремления в социальных отношениях уменьшить зло и создать среду, удаляющую человека от греха. Ценности как ориентиры, во все времена задающие генеральное направление движения общества, возможны при положении в основу общественного бытия понимания жизни после смерти и стремления жизни со Христом-Богом под водительством Духа Святого.

При усмотрении же большинством народа высшего смысла своего бытия в том, чтобы в пределах земной жизни с максимальным комфортом устроиться на земле («бери от жизни все»), задается противоположный вектор общественного развития, предполагающий культ гедонизма, потребительство и масскультуру во всех их проявлениях. Во втором варианте такие ценности как – семья, дети, Родина, вера, жертвенная любовь к ближнему теряют свой первоначальный глубинный смысл и становятся помехой.

Понимание человеком смысла жизни как служение Богу в деле спасения человека, как соработничество Христу в деле личного спасения, определяет православное религиозное мировоззрение и мотивирует соответствующий образ жизни. Только такое религиозное мировоззрение целостно и внеисторично. Религиозная модель мировосприятия дает ответы на многие вопросы, позволяет видеть историю как целое, составлять факты в единую конструкцию. Соотечественник с таким мировоззрением воспринимает себя, свою семью, народ, Господа и силы небесные как единое целое, как единую Церковь, которая создается энергообразующей силой единства Святого Духа для жизни будущего века.

Инкультурация Православия и формирование религиозного мировоззрения сегодня – это вопрос статуса Церкви в государстве и вопрос отношений Государства, Церкви и Общества в Украине.

Вместе с тем, как показывает предварительный анализ нынешнего положения Церкви в Украине, фактический статус Церкви в украинском обществе сегодня и законодательное поле, регулирующее Церковно-Государственно-Общественные отношения, разнятся. Главное отличие состоит в том, что социальная практика, вопреки конституционной запретительной норме, выработала уже сегодня определенную модель в Государственно-Церковных отношениях. В основе этой модели заложен главный принцип – признания Православия культурообразующей религией в Украине. Это подтверждают следующие факты из Новейшей истории нашей страны: большинство украинского народа крещено в православную веру; действующая Конституция Украины начинается со слов «ощущая ответственность перед Богом, собственной совестью…»; избранный народом Президент принимает присягу на верность Украине на Пересопницком Евангелии; значительная часть официальных государственных праздников привнесены в нашу традицию Православной Церковью; нормой сегодня стала молитва в храмах руководителей государства вместе с народом во время важнейших церковных праздников; значительная часть объектов, включенных в Государственный реестр культурных исторических ценностей Украины, составляют объекты, созданные (построенные) непосредственно при участии Православной Церкви; в Военных Силах Украины введен институт военных капелланов; в украинской школе официально преподаются предметы духовно-нравственного содержания и т.д. (детальнее см. «Государство и Церковь в Украине: вопросы без ответов»// http://religions.unian.net/rus/detail/12859)

На наш взгляд, пришло время устранить явную правовую коллизию. Узаконивание в нормативном поле Украины модели правовых отношений Церкви и Государства предполагает также такие шаги: обязательное определение таких терминов, как «Церковь», «религиозная организация», «деструктивный культ», «отделение» и др. понятий; исключение или корректировку большевистской нормы ст.35 Конституции Украины об отделении Церкви и от Государства и Церкви от школы. Отделение Церкви в правоприменительной практике может трактоваться двояко: первое, отделение как фиксацию явно выраженного в социальных отношениях антиклерикализма и, соответственно, отказ практики соработничества Церкви, Государства и Общества; второе, отделение как невмешательство в дела друг друга, предполагающее сотрудничество в жизнеустроении народа, что отображено в практике.

Правовые отношения двух социальных институтов предполагают также определение (оформление) государственных полномочий для правового регулирования публичной деятельности Церкви и религиозных организаций; формализация роли и места Церкви в развитии общества; формирование и определение православного образовательного компонента для предоставления гражданам Украины возможности компактного обучения своих детей в духе Православной веры, пронизывающем всё образовательное и воспитательное пространство.

Выработка отечественной концепции и модели церковно-государственного сотрудничества, соответствующих историческому лицу христианства в нашей стране, включает формулировку предмета и принципов взаимодействия, а также определение светскости как невмешательства Церкви и Государства в дела друг друга, предполагающего, в тоже время, сотрудничество в области воспитания подрастающего поколения, сохранения культурного наследия, созидания общественной нравственности и др. Такая модель, опираясь на собственный багаж истории, должна учесть не только позитивный, но и негативный опыт современных европейских стран и стран постсоветского пространства.

Признания Православия культурообразующей религией позволит Церкви и Государству совместно преодолевать кризис личности, ярко проявивший себя сегодня в постиндустриальном обществе в различных формах, через возврат народу его собственного наследия – православной культуры. После крещения св. равноап. кн. Владимиром Руси Православная вера промыслительно играет доминирующую роль не только в истории нашего народа, став его культурообразующей религией, но и в создании одной из наиболее крупнейших цивилизаций – славяно-православной, выходящей далеко за пределы нашей страны и объединяющей многие народы, что выражается в исторической формуле «Киев – колыбель восточного христианства», «III Иерусалим».

Культуры, столетиями взращиваемые на благодатной почве наследия Церкви, воспитывали достойных носителей традиций, заботившихся о том, чтобы преемственность традиционных ценностей сохранялась столетиями. А это означает, что история обязывает нас воспитывать духовных наследников Киевской Руси.

Каким мы видим сегодня духовного наследника св.равноап.кн.Владимира? Другими словами, каким мировоззрением (внутренним миром) должен обладать современный наследник отечественной культуры:

· Проекция жизненных целей за порогом земного бытия (сотериологичность культуры);

· неприемлимость гедонистического образа жизни, выраженного в формуле «бери от жизни все»;

· неприятие стяжательства как цели земной жизни;

· понимание своей жизни и судьбы народа как реализации Промысла Божия;

· связывание своей судьбы с судьбой народа и родной страны;

· нравственный идеал, задаваемый жизнью святых отцов Православной Церкви;

· способность воспринять наследие православной культуры от предыдущих поколений и передать его поколениям грядущим;

· участие в жизни Церкви и исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа в реальной жизни;

· активная жизненная позиция в осознании духовной ответственности пред Богом, людьми и собой;

· способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви (к ближним), готовность к преодолению жизненных испытаний;

· способность на самоограничение и определенные разумные жертвы (своим временем, силами, вниманием, затратами умственной и физической энергии);

· духовная самоидентификация: православный христианин, ответственный гражданин, заботливый семьянин;

· нетерпимость к извращению и греху;

· жертвенность и милосердие;

· сакральное чувство истории (исторической памяти), чувство патриотизма и сознательной любви к Родине.

Изложенное наглядно очерчивает содержание взаимодействия Церкви и Государства в культурном, образовательном, воспитательном и других пространствах страны. Сегодня очевидно, что возрождение страны не может происходить без воспитания духовных наследников отечественной культуры, – взращивания наследников, способных воспринимать свою жизнь как служение Богу через заботу о народе, измерять религиозными истинами свои поступки, мыслить масштабами столетий, а не нескольких десятков лет, чувствовать себя единым народом, управляемым Промыслом Божиим.

Необходимость взращивания духовных наследников св.равноап.кн.Владимира особенно актуализируется в современных условиях открытого противостояния двух мировоззрений – неоязыческого мировоззрения, возводящего культ греха в норму, и православного религиозного мировоззрения и образа жизни, освященных Духом Святым.

Мы являемся свидетелями открытого противостояния добра и зла в информационном пространстве, демонстрирующего брань за души человеческие. Церковь сегодня является единственным сдерживающим фактором культивации греха в социальных отношениях. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13).

Принимая во внимание историческую миссию нашей земли как колыбели восточного христианства, будущее нашего народа сегодня определится отношением современников к жизни в духе Православной веры. Непонимание и непризнание Обществом этой миссии и далее будет углублять духовно-нравственный кризис.

Обратимся в сердце нашем к св.равноап.кн. Владимиру словами митрополита Илариона «…помолись за землю свою и людей, над которыми благоверно владычествовал, да сохранит их (Господь) в мире и благоверии, преданном тобою, и да славится в нем правоверие… и да сохранит их Господь Бог от всякой рати и пленения, от глада, и всякой скорби и печали».